Подготовленный правительством бюджет на 2017 год предусматривает увеличение до 1,62 триллиона рублей расходов на «другие вопросы». Данное направление эксперты называют официальным засекречиванием расходных статей государства по причине их непрозрачности для общественности. Практически для десятой части бюджета правительство не может или умышленно не желает подобрать более определенную и конкретную классификацию направления затрат.

 

В следующем году бюджетные расходы по «другим вопросам» планируется увеличить до 10% от всей суммы планируемых государственных затрат. Сумма в 1,62 триллиона рублей будет потрачена без конкретной расшифровки для населения страны. В прошлом году данная статья предусматривала 1,46 триллиона рублей, что составляло 8,9% всех расходов бюджета.
Многие люди склонны относить статью «другие вопросы» к государственным расходам, которым не нашлось соответствующего раздела. Фактически их считают затратами на обеспечение национальной безопасности, что абсолютно неверно, поскольку соответствующее и схожие направления существуют отдельно. Сходство заключается лишь в отсутствии подробного описания таких расходов.

 

Эксперты склонны считать бюджетные расходы на «другие вопросы» официально засекреченными. При этом в каждом из 12 разделов федерального бюджета имеется собственный подраздел с расходами на «другие вопросы». Правительство не желает детализировать их, исключая возможность обсуждения их необходимости на уровне общественности. Зачастую включение определенных трат в «другие вопросы» является «политических решением», на которое не в состоянии повлиять представители ответственного за бюджет Минфина. Хотя в ведомстве и знают, на какие цели были потрачены средства по названной статье.

 

Наших соотечественников может удивить то обстоятельство, что лидером по засекреченности расходов в 2017 году станет раздел «Национальная экономика». Сумма трат по непрозрачной статье составит 700 миллиардов рублей или 30% от бюджетных ассигнований. Однако если вникнуть в структуру расходов данного раздела, включающих сферу российского ядерно-оружейного комплекса и смежных отраслей, то недоумение исчезает. Как не возникает и вопросов по официальному засекречиванию пятой части всех затрат в разделе «Национальная экономика».

 

На второй и третьей позициях по выделению средств на «другие вопросы» располагаются разделы «Другие общегосударственные вопросы» и «Национальная оборона» - 290 и 274 миллиардов рублей соответственно. На аналогичную статью в разделе «Национальная безопасность» запланировано выделение 150 миллиардов рублей. Следует отметить, что в двух последних бюджетных разделах создан двойной эшелон секретности: помимо сокрытия затрат в «других вопросах», еще 52% и 97% расходов соответственно официально засекречено по самим разделам.

 

Фактически бюджет 2017 года предполагает сокрытие от общественности направлений по 24% всех государственных расходов. Часть из них засекречивается в самих разделах, дополняясь затем непрозрачностью «других вопросов». При этом федеральный бюджет постепенно становится более открытым, поскольку доля закрытых статей каждый год снижается, начиная с 2014 года.

 

Эксперты уверены, что формирование закрытых «других вопросов» является наследием советского периода. Только ограниченное количество чиновников знают, на какие цели тратятся бюджетные средства. О правильности такого подхода, когда каждый десятый рубль государственных средств расходуется без расшифровки достигаемых результатов, можно будет судить лишь через какое-то время.