Наши соотечественники все чаще обращаются в микрофинансовые организации страны при необходимости получения небольшой суммы средств на незначительное время. Только в 2016 году доля заемщиков в МФО выросла на 6,4%, составляя более 30% от всех российских кредитополучателей.

Подход микрофинансовых организаций к кредитованию


По словам представителей Объединенного кредитного бюро, привлекательность микрофинансовых организаций вызвана объективными причинами. В условиях сложной экономической ситуации наши соотечественники редко обладают положительной кредитной историей. Российские МФО практически никогда не смотрят на указанные сведения либо подходят к ним с максимальной лояльностью.
Также отмечается, что клиентами микрофинансовых организаций все чаще становится молодежь, не обремененная семьей и связанными с ней расходами. Данный сегмент потенциальных кредитополучателей считается группой повышенного риска в большинстве российских банковских учреждений.


В микрофинансовых организациях готовы рискнуть, не имея для анализа:


•    сформированного профиля кредитополучателя;
•    информации о платежной дисциплине своих клиентов.


Перекрыть данный риск они намерены повышенной процентной ставкой. Станет ли заемщик аккуратно исполнять кредитные обязательства или превратится в злостного неплательщика, сотрудники МФО поймут позже. Однако определенные альтернативные инструменты, позволяющие определить платежеспособность клиента, в микрофинансовых организациях существует. Однако российские банки такой подход не устраивает, что заставляет их отказывать в займах населению при наличии негативных моментов в кредитной истории или ее полном отсутствии.

Портрет заемщика микрофинансовой организации


Непосредственно в микрофинансовых организациях также подтверждают тенденцию увеличения количества клиентов именно в текущем году. Прирост выражается в различных цифрах, но основная масса новых заемщиков – это:


•    молодые специалисты до 25 лет с небольшим рабочим стажем;
•    подрабатывающие студенты 20-21 года последних курсов;
•    холостые мужчины без детей в возрасте до 30 лет.


При этом большинство клиентов не обладают опытом предыдущего сотрудничества с финансовыми организациями, что означает полное отсутствие у них какой-либо кредитной истории. Однако они тщательно изучают рынок кредитных продуктов и предъявляемые требования, поэтому нацеливаются на получение займа именно в МФО.

Популярность микрофинансовых организаций


Эксперты кредитного рынка называют несколько причин, по которым наши соотечественники предпочитают обращаться в микрофинансовые организации. Одной из них является ужесточение банками страны собственной кредитной политики, направленной на минимизацию возможных рисков. Установленные ими критерии для потенциального заемщика не позволяют рассчитывать на получение ссуды определенной категории россиян, заставляя использовать продукты МФО. Характерной чертой последних лет является сокращение попыток обращения в российские банки со стороны нагих соотечественников, если они не соответствуют установленным требованиям.


Другой причиной популярности МФО является развитие технологии оценки потенциального кредитополучателя. В компаниях не опираются исключительно на подтвержденные справкой доходы и кредитную историю, поскольку информация о заемщике собирается из множества других источников:


•    операторы мобильной связи;
•    социальные сети;
•    платежные системы.


Консервативный подход в банковских учреждениях приводит к оттоку клиентов в сферу микрофинансового кредитования, где гибче оценивают заявителей. Внедрение альтернативных способов оценки снижают значимость сведений из кредитных историй, что особенно привлекает наших соотечественников в тяжелой финансовой ситуации.